Психология подростка 12 лет: кто я?

admin | 02 Фев 2012 | Рубрика: Советы психолога

Начнём с того, что психология подростка 12 лет будет рассматриваться в статье с несколькими поправками. Дело в том, что границы подросткового возраста не ограничиваются чёткими возрастными рамками. Он может начинаться как в 10, так и в 11-13 лет и длиться от нескольких месяцев до нескольких лет, иногда не заканчиваясь в 18. Поэтому лишь условно психологи определяют его начальный этап в 12-летнем, а конечный – в совершеннолетнем возрасте.

Итак, что происходит с подростком на начальном этапе в переходный возраст? Он ещё в значительной степени является ребёнком, поэтому многие психологи приписывают этому возрасту те же характеристики, что и  8-10-летним детям. Но все зачатки отрочества также уже присущи шестикласснику. Он начинает оценивать себя, всё чаще задавая себе вопрос: кто я? Учится познавать собственные черты характера и себя как личность. Для него становятся важным, как его умения, способности и интересы оцениваются сверстниками, а не только родителями.

В этом возрасте происходит одно из самых интересных явлений: его «Я», будучи целостным и объективным в пору младшего школьного возраста, на 11-ом году жизни «рассыпается» на несколько (позже опять собирается в единое целое), ситуационно зависимых. Т.е. личность младшего подростка начинает по-разному проявляться в разных ситуациях.

Иногда такие проявления кардинально отличаются друг от друга, что в значительной степени смущает подростка, заставляя его (или окружающих) воспринимать их как признаки лицемерия. В этом случае подросток просто познаёт одну простую вещь: человек – это многогранник, не квадрат, не круг и не треугольник на плоскости, а именно многогранник в объёме. У его личности много сторон, какую он поворачивает к солнышку, та и становится видна лучше. Он ещё не понимает, что они не существуют отдельно друг от друга, а только в тесном взаимодействии. Плохая ли это грань или хорошая, но одна без другой существовать не может.

В этом возрасте периодически начинает проявляться острая реакция на несправедливость, возникает желание оценивать поступки окружающих и высказывать собственное мнение по тому или иному поводу. Но это всё ещё фрагментарно, в основном, подросток быстро возвращается в себя-«ребёнка», если родители на этом настаивают. Это может в дальнейшем перерасти в конфликты подростков с родителями, если взрослые не заметят новообразований в их характере и не начнут перестраивать линию поведения, предпочитая всё решать с точки зрения авторитарного нажима.

У этого возраста есть замечательное свойство – в этот период подросток воспринимает себя только позитивно, т.е. принимает себя таким, какой он есть. И даже негативное или критичное отношение окружающих к его личности воспринимается им как сиюминутное, зависящее от ситуации, и не влияет на его самооценку. А потребность в оценке себя шестиклассник испытывает очень остро: он и нуждается в ней, и не умеет правильно это делать.

Можно сказать, что психология подростка 12 лет практически неизученная область, т.к. проводить исследования в этой сфере очень сложно: нет чётких проявлений характера, поступков, по которым уже можно судить о подростке и о том, что происходит в его внутреннем мире, да и сам он чаще демонстрирует то, что от него ждут.

Внешне это ещё ребёнок, всё в нём размыто и неопределённо, временно и непонятно, но не следует обманываться. Внутри уже начинается перестройка системы оценки событий, людей и системы ценностей. Можно сказать, что «лёд тронулся», просто ледоход ещё не начался.

В следующей статье пойдёт разговор о том, как ведут себя в 13 лет подростки, там можно будет более детально ознакомиться с тем, что бывает свойственно подростку 12-ти лет, просто проявляется это слабее. Можно отметить ещё и то, что в этот период подросток расширяет свои представления о себе самом. И его больше интересует он сам, а не окружающий мир, который нужен ему пока ещё только как зеркальное отражение своей личности.

Именно в возрасте 10-12 лет для подростка становится важным творческое сотрудничество со сверстниками. Причём, неважно, в какой сфере деятельности. Благодаря этому возникают самые благоприятные условия, в которых личностное «Я» подростка активно развивается, что совпадает с его внутренней потребностью.

 

 

Я всегда рада новым интересным знакомствам, присоединяйтесь ко мне в:

Отзывов (10)

Отзывов (10) на «Психология подростка 12 лет: кто я?»

  1. Василий пишет:

    Отлично, что есть такая информация, я помню мне этот возраст давался очень сложно. Пусть ваши рекомендации помогут многим. Успехов!

    [Ответить]

  2. Людмила пишет:

    Старшей внучке уже 11 с половиной лет, пока еще очень послушная девочка. Готовимся.

    [Ответить]

  3. Ирина пишет:

    Хорошо бы чтобы были еще доверительные отношения с родителями, мне всегда этого очень не хватало…

    [Ответить]

  4. Irina пишет:

    В этом возрасте закладываетса идентитет ребенка, его”я”, которое повлияет на всю оставшуюся жизнь

    [Ответить]

    admin Reply:

    Если вы имеете в виду ментальность, то да, соглашусь, повлияет, но в неизменном виде не останется)

    [Ответить]

  5. Андрей пишет:

    В подростковом возрасте закладывается основа, так скажем где расходится дорога, это мое мнение!

    [Ответить]

    admin Reply:

    Андрей, наверное, нужно было бы немного понятнее объяснить, что вы имели в виду)

    [Ответить]

  6. Вера пишет:

    Подростковый возраст очень важен для развития человека, хотя важен, конечно, и любой другой тоже. У меня трое детей. Каких – либо изменений особенных и тем более проблем я не наблюдала. За это благодарна судьбе.Спасибо за интересную тему.

    [Ответить]

  7. Ольга пишет:

    Как бы мне хотелось, чтобы мои дети плавно вошли в этот возраст и спокойно его пережили. Со своей стороны постараюсь сделать все возможное.

    [Ответить]

  8. Полина пишет:

    Да, совершенно справедливо, что очень важно обращать внимание на возраст 10-12 лет. Мне кажется, это вообще самый важный возраст в становлении личности. Если что-то упустить, то потом потребуется масса усилий и времени, чтобы исправить. Основное, что нужно нашим детям в этом возрасте – любовь и понимание. Мне так кажется. Спасибо за интересную статью.

    [Ответить]