13 лет подростки – психология и особенности развития.

admin | 04 Фев 2012 | Рубрика: Советы психолога

Именно в 13 лет подростки больше напоминают картину резких контрастов: чёрный и белый становятся их любимыми цветами в описании и восприятии мира. К тому же именно в этом возрасте некоторые из них переживают кризис, о котором подробнее можно почитать здесь Психология подростка 13 лет кризис.

Конечно, это не однородная масса, которая целиком и полностью будет соответствовать тем характеристикам, которые даются ниже. Развитие разных детей происходит по индивидуальному, запланированному природой именно для них, плану. И очень многое зависит от того, какие взаимоотношения с родителями и сверстниками у них уже сложились на данный момент. Поэтому, точнее будет сказать, что данные характеристики присущи подросткам 1-го-2-го года переходного возраста (условно 12-13 лет).

Физические особенности:

девочки выглядят старше мальчиков, физически они более развиты и выше ростом; именно в этом возрасте у них замедляется формирование мышц, а вот рост костного скелета наоборот, становится более интенсивным;

у девочек может наблюдаться повышенная эмоциональность, которая сопровождается истериками на пустом месте (рекомендуется ежевечерний тёплый душ и на стакан воды 10-15 капель валерианы для успокоения нервной системы)

мальчики отстают от девочек в развитии примерно на 2 года;

и у тех, и у других появляются признаки полового созревания;

подростки в этот период очень мнительны, они думают, что все обращают внимание на них, замечая любые изменения в их внешности или физиологии;

практически у всех повышается аппетит.

Эмоциональные особенности:

из-за изменений в развитии подростки достаточно сильно переживают, воспринимая их негативно;

в 13 лет подростки очень вспыльчивы;

неуверенность в себе на максимуме, но они ищут способы её преодолевать;

очень ценят чувство юмора в других, и с удовольствием учатся развивать его в себе (родителям рекомендуется реагировать на их шутки положительно, даже если они не слишком удачны);

именно в этом возрасте подростки обладают стремлением проявлять энтузиазм, что, на мой взгляд, нужно только поддерживать.

их интересуют очень многие вопросы и ответы, которые они обсуждают с родителями только если доверяют им.

Социальные особенности:

всё ещё зависимы от родителей, но уже стремятся к независимости;

ценят настоящую дружбу превыше всего;

часто собираются в группы сверстников, любят знакомиться с представителями своего пола, в узком кругу которых чувствуют себя наиболее свободно;

по отношению к другим людям проявляют критичность и требовательность (сами при этом своим же требованиям могут не соответствовать);

девочки раньше мальчиков начинают интересоваться противоположным полом (мальчики тоже, но не так активно);

подростки влюбляются в кино-, рок-, поп-звёзд, создают кумиров для себя (не следует иронизировать по этому поводу, чувства действительно могут быть очень пылкими);

ведут себя как подобающим, так и неподобающим образом, находясь в поиске приемлемой для себя формы поведения.

Интеллектуальное развитие:

им ближе воззрения идеалистов;

не разделяют общепринятое мнение, особенно если эти убеждения высказывают все вокруг (они примут кардинально отличающуюся ото всего точку зрения, просто потому что она оригинальна, а не потому что она верна – это для них вторично);

если кто-то, даже родитель, высказывает своё мнение, то они потребуют доказательств и фактов, иначе просто отвергнут его без сожалений;

интенсивно проявляется способность мыслить логически;

логическое мышление развивается одновременно с абстрактным, поэтому взрослые видят несоответствия и противоречия в их рассуждениях, они сами – нет; родителям рекомендуется не указывать подросткам на несостыковки более ранних рассуждений с нынешними, а просто подключать собственное логическое или абстрактное мышление в зависимости от того, что использует подросток и с удовольствием наблюдать, как он развивается в двух направлениях сразу;

подростки 13 лет находят объяснение всему на свете, только если оно либо чёрного, либо белого цвета, т.е. или это хорошо, или это плохо – без вариантов;

самый привлекательный для них путь решения проблем заключается в умении учитывать обстоятельства и в поиске альтернатив;

в 13 лет подростки уже способны принимать собственные решения, при этом они опираются исключительно на личную систему ценностей.

В следующей статье будет рассмотрена психология подростка 14-15 лет.

Особенности духовного развития:

обострённое чувство справедливости;

проявление способностей к осознанию религиозных постулатов;

в этот период активно формируется собственная система ценностей;

жестокость сочетается с отзывчивостью к нуждам других.

Для чего же всё это нужно знать родителям? Давно замечено, что когда мамы и папы воспринимают как норму поведение подростка, описанное выше, а оно именно таким и является, они легче воспринимают даже то негативное, что от него исходит. Проще говоря, относятся к этому с пониманием, не придумывая своих объяснений поведению их ребёнка. А значит, выбирают именно ту линию поведения и воспитания, которая станет самой верной для подростка.

 

Я всегда рада новым интересным знакомствам, присоединяйтесь ко мне в:

Отзывов (18)

Отзывов (18) на «13 лет подростки – психология и особенности развития.»

  1. Оксана пишет:

    Юлия! Мой сын занимается теннисом и легкой атлетикой, всегда хорошо учился! Но вдруг с ним что-то случилось, сказал, что спортом заниматься больше не хочет и учиться тоже не хочет! Не знаю что и делать?

    [Ответить]

    admin Reply:

    Оксана, не знаю, сколько лет вашему сыну, но скорее всего, у него началась негативная фаза интересов, т.е. то, что было интересно раньше, перестаёт быть интересным сейчас, кажется детским. Пробуйте убеждать, что занятия спортом совсем отменять не стоит, пусть занимается для себя, чтобы тело было атлетически сложено – это нравится девушкам Как вариант, оставить только один вид спорта. У него не появилось никаких конфликтов в “спортивной среде”? Насколько успешно он выступает на соревнованиях? А что касается учёбы, то это может быть влияние его круга общения, хотя и здесь всё зависит от возраста. Есть классы, в которых модно не учиться, здесь ничего нельзя будет сделать, только переводить в другую школу. В этой ситуации слишком многое нужно знать, чтобы разобраться: с кем он общается, может быть, он с кем-то конфликтует в классе, может быть, не выдерживает учебные нагрузки. В переходный возраст очень сложно бывает сосредоточиться на учёбе и из-за физиологических изменений, и из-за того, что конкретный тип мышления уступает место абстрактному. Насколько доверительные и дружеские отношения у него выстроены с вами? О чём вы с ним беседуете чаще всего? В каких он отношениях с отцом? Подростки могут поступать назло взрослым или говорить, что бросят спорт и учёбу назло родителям, если это всё, что их интересует в нём самом.

    [Ответить]

    Оксана Reply:

    Спасибо, Юля! Моему сыну 13 лет. Да, Вы правы всё наше с ним общение сводится к учебе и спорту. Он очень загружен и с учебными нагрузками не справляется, очень устаёт. Спортивные нагрузки – это его инициатива, его так много заниматься никто не заставляет. Если тренировки нет, он ходит за мной и стонет, что нечем заняться и что бы я не предлагала, он всё отрицает. С отцом он общаться не хочет, мы развелись, когда ему был 1 год. Сначала отец не хотел, а теперь сын не хочет. У отца другая семья и двое детей. Я вышла снова замуж когда сыну было 3 года, других детей у нас нет. Муж все время на работе.

    [Ответить]

    admin Reply:

    Оксана, парню явно не хватает мужского влияния, это во-первых, а во-вторых общения с вами на те темы, которые именно его волнуют сейчас в первую очередь, и это не спорт и учёба, это о любви и смерти, об инопланетянах, Боге и обо всём самом отвлечённом от конкретной жизни. Поэтому и ходит за вами, поэтому и скучно и нечем заняться, поэтому ничего не интересно. А его “брошу спорт и учиться не буду” очень хорошо привлекает ваше к нему внимание, правда? Наладьте общение с ним, и желательно, его общение с отцом или отчимом.

  2. Марина пишет:

    моей дочери 12, скоро 13, но она увлекается танцами, поэтому переходный возраст проходит без особых проблем, просто ключик надо к ребенку подобрать, по моему. большое спасибо за статью-кое что возьму на заметку

    [Ответить]

    admin Reply:

    Марина, у вас некорректно указан URL сайта.

    [Ответить]

  3. Людмила пишет:

    Очень полезная статья, вспоминаешь свои проблемы в этом возрасте и по-другому начинаешь относиться к ребенку.

    [Ответить]

  4. Елена пишет:

    Моему сыну летом будет 12 лет. С интересом прочитала статью. Будем надеяться на лучшее, но готовиться к худшему.)))

    [Ответить]

    admin Reply:

    Елена, берусь профессионально защитить вас от худшего))

    [Ответить]

  5. Мария пишет:

    Юля, как же важно своевременно узнавать обо всем, что есть в этой статье. Хорошо, что появилась такая вот статья.
    Полезная информация, думаю, многим пригодится.

    [Ответить]

    admin Reply:

    Мария, спасибо, буду надеяться, что это поможет родителям и подросткам тоже

    [Ответить]

  6. Наталия пишет:

    Вспоминаю себя в 13 лет, так все и было. Бросалась из крайности в крайность. Сейчас свои дети подрастают и уже становится страшно, как мы переживем переходный возраст. Хотя с другой стороны все через это проходят.

    [Ответить]

    admin Reply:

    Наталия, на самом деле бояться нечего, всё, что потребуется сделать, это перестроить своё отношение к уже не ребёнку, позволяя ему спокойно взрослеть, и поддерживая его в трудную минуту, но это никто не отменял ещё с детского возраста )

    [Ответить]

  7. Оксана пишет:

    Сложный возраст…и вспоминая себя саму и наблюдая в тот период моего сына – это были действительно нелегкие времена

    [Ответить]

  8. Владимир пишет:

    Спасибо за статью. В таком возрасте надо особенно чутко и терпимо относиться к детям.

    [Ответить]

  9. Дмитрий пишет:

    Большое спасибо за то, что прочитал Вашу статью и узнал много нового и полезного для себя.

    [Ответить]

  10. Михаил пишет:

    Замечательно Юлия! Особенно мне интересно было узнать про интеллектуальное развитие, впервые про эту особенность читал и вспоминая себя в те года- наверно скорее всего так и было)))

    По крайней мере очень похоже…

    [Ответить]

    admin Reply:

    Михаил, значит я “случайно” угадала

    [Ответить]