Трудности общения с подростками: он меня не слышит!

admin | 19 Ноя 2011 | Рубрика: Подростки и родители

Ещё совсем недавно основной вашей проблемой было придумать что-то вкусно-полезное для своего ребёнка, и вот он уже вырос: ест всё подряд, ставит вас в тупик своими высказываниями и учит жить. Всё чаще возникающие трудности общения с подростками мешают родителям понять, как достичь взаимопонимания. Ведь то, что использовалось в детстве, уже не оказывает нужного эффекта, а разговаривать с ним как со взрослым ещё очень рано – он просто этого не поймёт. Всё чаще требуется помощь родителям подростков скорая и безотказная.

Особенно сложно бывает родителям в период с 13 до 14 лет. Почему? В этом возрасте у подростков максимально обостряется восприятие мира, одновременно сомнения в собственных силах и возможностях усиливаются, т.е. чувство неполноценности и ранимость достигают своего пика. В этот период подростки воспринимают все замечания от взрослых или сверстников по поводу своей внешности или поведения как незаслуженную критику или попытку давления.

Этот переломный период во взаимоотношениях с родителями очень важен для становления личности подростка. Именно в это время вырисовывается чёткое представление о том, каким ваш ребёнок будет во взрослом возрасте. Его психика неустойчива, он защищается даже тогда, когда этого делать не стоит и часто в агрессивной форме. Родители, почти всегда неправильно истолковывают мотивы поведения ребёнка и просто разрушают его личность, «ломая характер». В будущем исправить это бывает очень сложно или невозможно. Именно поэтому большинство из нас не слишком уж любит вспоминать возраст 13-14 лет.

Попробуем вместе учиться преодолевать трудности общения с подростками, и рассмотрим наиболее часто встречающиеся проблемы по этой теме, а также способы их преодоления.

«Когда я с ним разговариваю, возникает ощущение, что он глухой, совершенно не слышит меня»

Эта проблема получает продолжение и в том случае, когда подросток не реагирует на просьбы помочь по дому или сделать наконец-то уроки. Попробуйте соблюдать несколько простых правил в общении с ним:

В этом возрасте наши дети терпеть не могут нотаций (вспомните себя, вы тоже были такими), а длинные монологи взрослых они воспринимают именно так. Поэтому говорите короткими информативными фразами. Не требуйте немедленного ответа – подросткам, как ни странно, нужно больше времени на то, чтобы усвоить информацию и обдумать её. Пяти-десяти секунд будет вполне достаточно.

В следующей статье мы продолжим обсуждать общение подростка со взрослыми, вернее, те трудности, которые оно может в себе нести, а сейчас продолжим.

Избавьтесь от привычки спрашивать: «Ты меня слышишь?» Он/она вас слышат, со слухом у них всё в порядке, и вы это знаете. Вежливость – безотказный приём воздействия. Поэтому не забывайте добавлять «пожалуйста», хотя бы потому, что они понятия не имеют, как реагировать, когда вы вежливы, ведь они ждут приказа. Кстати, на просьбы подростки реагируют намного более адекватно.

Попробуйте что-то вроде: «Вымой, пожалуйста, посуду перед тем, как включить компьютер» или «Тебе нужно выучить стихотворение по литературе до того, как ты пойдёшь гулять». Если потребуется повторить просьбу, то используйте одно слово: «Посуда!» или «Стих!» Ваши нервы это точно сбережёт.

Не забывайте о юморе, многие трудности общения с подростками можно преодолеть с его помощью:

Объясни, пожалуйста, почему ты не записываешь домашнее задание в дневник.

А что такого? Я итак запоминаю всё, что задали!

Я просто пытаюсь вспомнить, купила ли я тебе 20 шариковых ручек в этом году про запас?

Ну купила.

У тебя не сломана правая рука?

Нет!

Тебя в первом классе научили писать и читать?

Да!

Тогда почему?… Не понимаю… Я зря потратила деньги? Дневник – это для детей?

Ну да.

Я куплю тебе блокнот с крутыми тачками, если ты пообещаешь мне записывать туда домашнее задание.

С ядерным взрывом!

Хорошо (пришлось искать журнал с таким изображением, вырезать и наклеивать на блокнот)

Он попользовался им недели две, потом вернулся к дневнику, поняв, что это просто удобнее.

 

Я всегда рада новым интересным знакомствам, присоединяйтесь ко мне в:

Отзывов (8)

Отзывов (8) на «Трудности общения с подростками: он меня не слышит!»

  1. С праздником! Здоровья, счастья, любви, успехов в продвижении сайта.

    [Ответить]

    admin Reply:

    Спасибо, Борис

    [Ответить]

  2. admin пишет:

    Оксана, спасибо) и от подростков тоже

    [Ответить]

  3. Оксана Яшная пишет:

    Очень полезная статья. Подростковый период очень сложный для детей и для взрослых, необходимо искать подход к детям, стараться находить общий язык с подростком.

    [Ответить]

  4. admin пишет:

    Людмила, не знаю, что вы имеете в виду под словом “навязывать”, если – высказывать просьбы о помощи по дому, или напоминать про уроки, то что поделать, придётся навязываться:). А если вы о разговоре по душам, то соглашусь, здесь только принцип добровольности)

    [Ответить]

  5. admin пишет:

    Ирина, не всё и не у всех получается сразу, главное, поставить перед собой цель – я хочу, чтобы он научился воспринимать мои слова, научился меня слушать. Это на самом деле единственный способ добиться понимания от ребёнка уже в подростковом возрасте.

    [Ответить]

  6. Людмила пишет:

    Переходный возраст действительно сложный. Я вырастила 3 детей, и не по наслышке знаю, как трудно в это время найти с ними общий язык.Но навязывать свое общение нельзя. Будет только хуже.

    [Ответить]

  7. Ирина пишет:

    Хороший диалог. У меня хоть ребенок еще четырехлетний, но я пытаюсь с ним разговаривать тоже как с большим, приучаю его к слову “пожалуйста” и “спасибо” – часто забывает. И сама стараюсь разговаривать с ним спокойным голосом, правда, не всегда получается

    [Ответить]